Воспитательная система
Воспитательный процесс в школе слагается из системы широчайших влияний. Они направлены на создание воспитательной среды, воспитывающей деятельности, изучение и коррекцию воспитания и развития каждого ребенка.
Воспитательная среда – это та действительность, которая окружает ребенка, из которой он черпает знания об отношениях. Это, прежде всего, гуманные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчеркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, к обстановке, к оформлению школы.
Воспитательная среда.
Функции школы в решении глобальной воспитательной задачи определены Законом РФ «Об образовании» и подразумевают приоритетное решение образовательной задачи через учебную и воспитательную деятельность.
В нашей школе воспитательная система направлена на:
• формирование социально-активной личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь;
• формирование у школьников определенной системы знаний, умений, навыков;
• приобщение их к культуре;
• готовность к самостоятельной общественно-значимой деятельности, к продолжению образования;
• формирование творчества – как черты личности.
Цель воспитательной системы – нравственно-эстетическое воспитание как главный фактор формирования личности учащихся.
1. Личность ребенка – развивающаяся система отношений ребенка, с одной сторо-ны с миром и к миру, а с другой – к себе и с самим собой.
2. Отношения – система связей ребенка как личности со своей деятельностью.
Создание условий для развития личности ребенка – это создание условий для решения этой личностью четырех задач, на каждом возрастном этапе своей жизни:
• самосознание;
• самоопределение;
• самореализация;
• саморегуляция.
Каждый человек решает свои основные жизненные задачи в различных сферах деятельности, соответствующие возрастному этикету.
Формы воспитательной работы.
Это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных задач; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.
В нашей работе мы используем три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они отличаются по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе организуемые педагогами с целью воспитательного воздействия на учащихся.
Формы работы: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия.
Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива.
Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания.
Формы работы: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера.
КТД (коллективно-творческие дела) – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности. КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями т.к. они предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества. Способствуют укреплению коллектива, эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
КТД дают возможность ученику:
• реализовать и развить свои способности
• расширить знания
• приобрести навыки проектирования
• проявить организаторские умения
• закрепить коммуникативные навыки
• формировать способности к рефлексии (анализу)
учителю:
• развивать творческий потенциал
• совершенствовать организаторские способности
• изучит классный коллектив
• объединить учащихся, педагогов, родителей
• управлять процессом развития личности школьника
• развить рефлексивные способности
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.
Формы: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Основные сферы жизнедеятельности ребенка:
1. Сфера познания – учеба, чтение, восприятие информации.
2. Сфера отношений – познание себя, людей, взаимодействие с ними.
3. Сфера практической деятельности - труд, умения, навыки.
4. Сфера физического развития – реализация физических возможностей.
5.Сфера игры – реализация потребностей общения, развитие фантазии, развлечение.
Процесс воспитания можно рассматривать как процесс формирования отношений ребенка к действительности.
Задачи воспитательной системы:
• Осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе.
• Превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание.
• Развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности.
• Формировать умения самовоспитания и самообразования.
• Ориентация детей на вечные абсолютные ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знание, Культура, Мир, Земля.
• Обеспечить учащимся условия для максимальной самореализации.
• Формировать веру в себя и свои способности.
• Создать воспитательно-образовательную среду, формирующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.
Приоритетные педагогические принципы воспитания.
Деятельностный принцип.
Постараемся осознать: воспитывает не только педагог и не только нра-воучениями,
сколько организацией наглядного примера бытия, отношений членов общества.
Возрастной принцип.
Подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста.
Принцип гуманизма.
Всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей. Этот принцип является важнейшей предпосылкой реализации технологии самовоспитания личности в практике воспитательной деятельности.
Эгоцентрированный принцип.
Обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и ответственности перед внутренним «Я».
Принцип целесообразности.
Все делать с пользой.
Принцип природосообразности.
Давайте откажемся от переделки ребенка. Пусть нашей исходной позицией станет доверие к нему, «выращивание» в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития.
Критерии эффективности функционирования воспитательной системы в школе:
• комфортность ученика в школе;
• рост общей культуры;
• воспитанность учащихся;
• уровень развития ученического коллектива;
• профессионализм педагогов, являющийся гарантией качественного воспитания;
• микроклимат в ученическом коллективе;
• самореализация выпускников после школы;
• четкий режим и рациональная организация жизнедеятельности;
• творческое сотрудничество, гуманность, доверительный стиль;
• прогнозируемость результатов работы; общественное мнение.